Аутизм у детей – признаки: что это за болезнь и как распознать по поведению ребенка 2 и 3 лет признаки аутизма

Причины аутизма у детей

В последние годы отмечается рост заболеваемости аутизмом. При этом тенденция не имеет научного объяснения. Заболевание может быть вызвано целым рядом факторов. Одним из них является токсическое воздействие на организм матери во время вынашивания беременности. Распространенные причины аутизма у детей:

  • осложнения после простудных заболеваний;
  • инфекционные поражения головного мозга, аномальное развитие отдельных его отделов;
  • ДЦП;
  • гормональный дисбаланс;
  • воздействие на организм вирусов и бактерий;
  • неконтролируемый прием антибактериальных препаратов;
  • неудачно проведенная вакцинация.

Определенную роль в развитии аутизма играет генетический фактор.

Дети-аутисты не имеют внешних недостатков и физически развиты. Строение мозга у младенцев не отличается от мозга здоровых детей.

Дети-аутисты не имеют внешних недостатков и физически развиты.

Дети-аутисты не имеют внешних недостатков и физически развиты..

В большинстве случаев дети с ранним детским аутизмом здоровы физически, у них нет видимых внешних недостатков. Беременность у матерей протекает без особенностей. Строение мозга больных малышей практически не отличается от среднестатистической нормы. Многие даже отмечают особую привлекательность лица у ребенка-аутиста. Но в некоторых случаях связь болезни с другими признаками все же присутствует:

  • инфицирование матери краснухой во время беременности
  • ДЦП
  • туберозный склероз
  • нарушения жирового обмена — у женщин с ожирением выше риск рождения ребенка с аутизмом
  • хромосомные аномалии

Все эти состояния пагубно отражаются на мозге и могут приводить к аутистическим проявлениям. Есть данные, что генетическая предрасположенность играет свою роль: риск развития болезни при наличии аутиста в семье несколько выше. Но истинные причины аутизма не ясны до сих пор.

Одной однозначной причины аутизма на сегодняшний день не выявлено. По большей части развитие заболевания связывают с генетическими мутациями.

признаки аутизма у детей 2 лет

Аутизм у ребенка

Также высказываются подозрения в адрес разнообразных влияний внешней среды:

  • инфекционные заболевания;
  • алкоголь, курение, наркотики;
  • нарушения жирового обмена у матери;
  • родовые черепно-мозговые травмы;
  • отравление тяжёлыми металлами;
  • пренатальный стресс.

Комплексный подход связывает аутистические расстройства с нарушением развития мозга вскоре после зачатия. Затем локализованная патология разрастается под воздействием факторов внешней среды, так как успех развития нервной системы зависит от сбалансированной иммунной активности.

Аутизм у детей - признаки: что это за болезнь и как распознать по поведению ребенка 2 и 3 лет признаки аутизма

С точки зрения когнитивной психологии у аутистов ослаблена способность целостно воспринимать образы. Этим объясняются специфические интересы и таланты аутистов.

Ученые проводили множество медицинских исследований, чтобы выяснить причину аутизма у детей. Несмотря на возможности современных технологий и объем информации, полученной из прошлых опытов, точного ответа на этот вопрос нет. Сегодня, набирает популярность предположение, что исток проблемы в генах или мутации.

Некоторые предполагают, что спровоцировать гормональные нарушения матери. Возможно, это патологии плода во время беременности или полученная травма во время родов. Также, к виновникам аутизма относят неблагоприятные районы проживания, вредные привычки и неправильное питание. Беременным нужно больше внимания уделять выбору продуктов и отказаться от стабилизаторов, вкусоароматических добавок, искусственных консервантов в составе.

Поскольку установить причину развития аутизма у детей, то и лекарства, позволяющего вылечить полностью от расстройства нет. Лечение направлено на снижение отрицательных проявлений расстройства.

Симптомы и признаки аутизма у детей

Чем раньше родители выявят признаки аутизма у детей, тем проще им будет понять ребенка. Некоторые мамы и папы недоумевают, почему кроха ведет себя странно. Они пытаются его заставить что-то делать, но не могут. Хотят видеть от него адекватных реакций, эмоций, но этого не происходит. Все потому, что они ждут «стандартное» поведение от ребенка. Родители используют методы, как для всех детей. Но в этому случае, нужен иной подход.

Обычно родители замечают отклонения в поведении малыша, примерно с 18 месяцев.

Аутизм

Чтобы определить аутизм у детей, признаки должны наблюдаться постоянно. Только одного совпадения мало. Это триада симптомов, проявляющихся в разных сферах:

  1. Интересы ребенка ограничены. Постоянное стремление упорядочивать предметы, повторяющийся репертуар поведения.
  2. Социальный дефицит.
  3. Ребенок не может взаимодействовать с окружающими, нарушения коммуникации.

Итак, как выявить аутизм у детей: признаки

  • Малышу уже годик, но он не делает попытки разговора — не лепечет;
  • В год кроха не жестикулирует: не машет рукой «пока-пока», не показывает на игрушки;
  • Не улыбается вообще или делает это крайне редко;
  • В 16 месяцев не может выговаривать даже легкие слова;
  • В 2 года не говорит самостоятельно фраз из двух слов. Может только повторять за собеседником слова, как эхо (эхолалия);
  • Когда его хотят взять на руки, то не выдает эмоций и не демонстрирует «подготовку к действию». Обычно дети понимают, что их сейчас будут брать на руки. Начинают в предвкушении хаотично размахивать руками, или сжимаются, подготавливая тело к подъему;
  • Странная реакция на внешние раздражители, реакция на звуки или музыку;
  • Любит качаться из стороны в сторону, будто убаюкивая себя;
  • Слабо реагирует на боль, но резко на прикосновения;
  • Не любит одеваться;
  • Вы указываете рукой на что-либо, но ребенок смотрит на руку, а не в указанном направлении;

Психиатры выделяют определяющие особенности в поведении у детей-аутистов. Основные из них:

  • нарушение контактов в социуме;
  • ограничение интересов и особенности поведения в период игр;
  • частое повторение однотипных действий;
  • нарушение речевого и эмоционального общения;
  • интеллектуальные расстройства;
  • особенности телодвижений;
  • ослабление чувства самосохранения.

Симптоматика заболевания весьма разнообразна и зависит от возрастной категории пациента.

Модели поведения аутичного подростка

Считается, что аутист не может объединять детали в единый образ. То есть человека он видит как несвязанные уши, нос, руки и другие части тела. Неживые предметы от одушевленных больной ребенок практически не отличает. Кроме того, все внешние воздействия (звуки, цвета, свет, прикосновения) причиняют дискомфорт. Малыш пытается уйти от окружающего мира внутрь себя.

В силу индивидуальности проявлений симптоматики, существуют и различные модели поведения ребенка.Например, не всегда при РАС появляется изолированность от окружения, молчаливость и отчужденность. Часто к такому возрасту, путем терапии и коррекции поведения, ребенок учится взаимодействовать с окружением и ощущает меньше дискомфорта от коммуникации.

Поэтому некоторые дети становятся экспрессивными, активными, на грани перевозбужденности. На простые замечания может последовать сильная агрессия, полная неготовность подчиняться правилам.

Какие еще симптомы аутизма могут быть у детей

Симптомы аутизма у детей, которые относятся к менее существенным:

  • Расстройство избирательного питания. Проблема избирательности в пище. Ребенок отказывается от определенных блюд или продуктов. Но эта черта часто наблюдается у многих детей до 5 лет.
  • Не смотрят в глаза, отводят взгляд в сторону. Специалисты просят учитывать культуру и нормы поведения в стране. Некоторые дети так воспитаны.
  • Не проявляет внимание, когда его зовут по имени. Это характерно и для других психических расстройств.
  • Не любит стричься, купаться или расчесываться. Попытки это сделать могут закончиться истерикой.

Симптомы аутизма у 3 и 5-летних детей могут добавиться:

  • Скудный наблюдаемый эмоциональный диапазон. Слабое проявление эмоций;
  • Кажется, что ребенок стал замкнутый и «уходит в себя», изолируется от внешнего мира;
  • Он не может интуитивно определить настроение и намерения других людей, даже близких с которыми проживает постоянно;
  • Избегают приближения к другим людям;
  • Плохо понимают настроения группы людей и отдельно взятых личностей. Вне зависимости от возраста и пола;
  • Не могут определять и ориентироваться в социальной обстановке;
  • Такие дети не склонны к имитации поведения;
  • Редко жестикулируют во время разговора;
  • Ограниченный словарный запас. Либо он богатый, но ребенок использует только односложные ответы и короткие фразы, будто по шаблону;
  • Неверная постановка местоимений по смыслу.
  • Мало говорят или вообще не говорят о своих эмоциях, чувствах;
  • Редко о чем-то просят и слабо выражают свои потребности;
  • Все чаще проявляется эхолалия — повтор слов за другими людьми. При этом не строят самостоятельно словосочетания;
  • Не понимают невербальное общение: язык взглядов, жестов, мимики;
  • Нет чувства опасности;
  • Любит вращать предметы, наблюдать за их движением;
  • Могут испытывать привязанность к какому-либо предмету, не обязательно игрушке.

Аутизм у детей - признаки: что это за болезнь и как распознать по поведению ребенка 2 и 3 лет признаки аутизма

Некоторые симптомы аутизма у детей, могут проявляться с большей или меньшей степени. Все зависит от сложности расстройства аутистического спектра. Если у ребенка высокофункциональная форма аутизма, то согласно исследованиям, в 8-15 лет их показатели в правописании не отличались от другой группы. А во взрослом возрасте, навыки в правописании даже улучшились и превзошли результаты контрольной группы.

Но показатели были хуже в другом исследовании, на уровень понимания речи и суждений собеседника. Это вновь доказывает, что даже если родителям кажется, что ребенок их понял, это не всегда так. Особенно, когда они обращаются к образным выражениям и примерам. Ведь дети с аутизмом, зачастую воспринимают все буквально.

В видео вы можете узнать, как диагностировать детский аутизм.

Нарушения социального взаимодействия

Характерная черта поведения при аутизме – нарушение социальных контактов.

Больные дети склонны уходить в свой внутренний мир, необщительны и даже стараются избегать сверстников.

Малыши редко изъявляют желание попроситься на руки к родителям, они инертны, неактивны, слабо реагируют на световые и звуковые раздражители, не откликаются на имя, редко улыбаются, а к новым игрушкам проявляют вялый интерес.

При этом комплекс оживления, свойственный всем детям, у аутистов практически не развит. При вступлении в контакт с ребенком с его стороны может возникать реакция в виде агрессии или страха.

Большинство детей-аутистов склонны слабо проявлять какие-либо эмоции: очень редко улыбаются, сохраняя одно и то же выражение лица. Однако у некоторых из них мимика бывает разнообразной, хотя и не всегда адекватной.

Более взрослые дети склонны углубляться в свой внутренний мир. Многие из них не терпят физических контактов. Они редко требуют помощи, игнорируют просьбы типа “дай”, “принеси”, “возьми”, рано привыкают к самообслуживанию.

В детском садике у ребенка-аутиста также возникают проблемы с общением. При этом аффективная реакция может быть пассивной, когда ребенок не проявляет интереса к другим малышам, или активной, при которой он становится агрессивным.

Примерно пятая часть аутичных детей практически равнодушны к игрушкам и играм. Груднички могут долго, не отрывая глаз, смотреть на один предмет, но при этом не трогать его.

Аутизм у детей - признаки: что это за болезнь и как распознать по поведению ребенка 2 и 3 лет признаки аутизма

Дети постарше склонны часами наблюдать за движением транспорта или просматривать один и тот же мультик. Они не утрачивают интереса к любимому занятию, реагируют негативно в случае, если взрослые пытаются их отвлечь.

Такие малыши редко проявляют воображение. С куклой ребенок будет совершать однообразные действия, в одном порядке и несколько раз подряд. Например, купать ее, одевать и завязывать волосы. Он может выстраивать игрушки, различая их по размеру или цвету. В большинстве случаев игры этим ограничиваются, так как фантазировать дети-аутисты не склонны. Малыш не будет разговаривать с куклой, усаживать ее и знакомить с другими.

При попытках забрать «игрушку», если она представляет опасность, ребенок выражает протест и может даже на какое-то время уйти в себя.

Детей-аутистов привлекают не только игры, но и действия, например, включение и выключение крана, наблюдение за струей воды или газовой горелкой.

Малыши отдают предпочтение одиночным играм и несколько ревностно относятся к своим увлечениям: никого к себе не подпускают и ни с кем не делятся. Очень редко дети-аутисты проявляют фантазию во время игр, представляя себя в роли животного или копируя неодушевленный предмет.

Вербальное общение

При любой форме аутизма проявляются речевые нарушения. При этом у детей может наблюдаться как задержка развития речи, так и полное ее отсутствие – мутизм. Это расстройство часто отмечается при раннем аутизме.

Наступление регресии у малышей, при которой они начинают говорить во сне или сами с собой, обычно начинается в 15-18 месяцев. При этом контакт с окружающими остается ограниченным.

У детей в более старшем возрасте могут отмечаться экспрессивные нарушения: неправильное использование местоимений и обращений. Вместо того, чтобы сказать «хочу кушать», ребенок говорит «хочет кушать», или вместо – «мне нужен карандаш» – «Коле нужен карандаш». Малыши могут повторять отрывки фраз, услышанные по телевизору или радио.

Стереотипии

Стереотипии в речи и поведении, проявляются у 80% больных детей. Чаще всего это повторяющиеся однообразные двигательные действия:

  • повороты головы;
  • сгибание и разгибание пальцев рук при синдроме Ретта;
  • игра с выключением света;
  • монотонный счет предметов;
  • разрывание бумаги.
  • раскачивание на стуле.

Стереотипии могут проявляться в виде:

  • речевых повторений одних и тех же фраз;
  • предпочтений в еде, одежде, музыке;
  • соблюдения одинаковых маршрутов во время прогулок.

Такие действия часто имеют ритуальных характер.

У аутистов отмечают разные степени отставания в интеллектуальном плане, выражающиеся:

  • отсутствием целенаправленности;
  • сложностями в сосредоточении;
  • невнимательностью;
  • быстрой потерей интереса.

У таких детей могут проявляться способности к отдельным дисциплинам. Они гиперчувствительны, владеют памятью, имеют острый слух и хорошо воспринимают информацию. Иногда ускоренное развитие интеллекта осложняется его распадом. При синдроме Аспргера у больных отмечается сохранение интеллекта в пределах возраста, а иногда даже его превышение.

У половины детей-аутистов проявляется средняя и легкая степень умственной отсталости, а третья часть из них обладает интеллектом на пограничном уровне. Глубокая умственная отсталость у таких детей – большая редкость. Часть пациентов с высоким интеллектуальным коэффициентом имеют сложности с адаптацией в социуме. Это обусловлено их способностью к нестандартному мышлению.

Большинство детей со склонностью к эпизодическим ухудшениям интеллектуальных функций усваивают школьные навыки.

Снижение инстинкта самосохранения, проявляющееся агрессией, встречается у одной трети детей, страдающих аутизмом. При отсутствии социальных контактов негативная энергия направляется на себя.

Защитная реакция у детей-аутистов не всегда ограничивается аутоагрессией. Она может быть направлена и на взрослого, пытающегося вмешаться в жизненный мир малыша. Попытки исправить ситуацию часто приводят к проявлениям аутоагрессии. Ребенок с тяжелой формой аутизма может начать капризничать и нарочито наносить себе удары или укусы.

У многих детей-аутистов отсутствует чувство ориентации в пространстве. В раннем детстве они могут перелезать за манеж, пытаться свешиваться с бортиков кровати и т.д. В их памяти не закрепляется страха после ударов и увечий.

Очень часто у аутичных детей наблюдается специфичность походки, при которой они передвигаются на цыпочках, вприпрыжку или приставным шагом.

Движения больных детей отличаются неловкостью. Во время бега малыши широко расставляют ноги и размахивают руками. Они склонны придерживаться одного маршрута во время прогулок.

  • Нарушение коммуникации (отсутствие указательного жеста, не выполняет просьбы).

– Я так долго не могла понять, что у наснет УКАЗАТЕЛЬНОГО ЖЕСТА! Ребенок не показывает пальцем! Когда-то меня учили, что показывать пальцем неприлично, и я даже радовалась, что у ребенка нет этой плохой привычки. В лучшем случае, он показывал всей кистью или брал мою руку в свою и вел к тому предмету, который хотел.

  • Отсутствие речи или развитие речи (иногда даже с опережением сверстников) и постепенный регресс.

– Врачи меня спрашивали – во сколько начался лепет. Лепет? Что это такое? “Ну, – говорят, когда ребенок повторяет слоги, лопочет”. Мне стало страшно… У нас никогда не было лепета. Он появился только недавно. А так, сразу было слово “мама”. Через какое-то время появилось “па”, потом “баба”, потом “дядя”, “кар” – кораблик – все к месту, по большой нужде (когда уж сильно что-то было надо), и куча звуков, которые я научилась различать – тс-поезд, с-автобус, ааа-вода, а-собака…

Аутизм у детей - признаки: что это за болезнь и как распознать по поведению ребенка 2 и 3 лет признаки аутизма

А потом и звуки пропали, и как-то «мама» употреблял все реже и реже. А я все читала советы: “У меня ребенок не говорил до двух лет, а потом как прорвало”. “Мы отдали ребенка в садик, и тут он как заговорил – отдайте и вы своего!”. “Не волнуйся, мальчики говорят позже”. “Сейчас многие детки начинают говорить позже”.

Хуже этих советов нет. Кстати, я как-то поинтересовалась у мамы, которая говорила, что как только дочку в садик отдала, она заговорила, а до этого молчала. Ради интереса, я спросила: «А как это – молчала? Не было вообще слов, звуков, жестов?» “Не, – отвечала мама, – она говорила слов 30, простые фразы, просто связанного диалога не получалось”. Вот что скрывается зачастую за словами “До садика, до двух лет и т. п. ребенок молчал, а потом заговорил”.

1,5 месяца

У тебя уже очень богатый лексикон. Любимые слова “Ку” и “Гу”. Именно их ты произносишь как-то с особой нежностью. В периоды радостного возбуждения звучат “Ау” и “Огу”. Еще проскальзывали “Го” и “Гы”. А когда выталкиваешь изо рта бутылочку, получается “Га”.

2,5 месяца

Наша речь стала более разнообразной и выразительной. Меняется интонация. “Слова” уже становятся двусложными, типа “кигу”.

3 месяца

У нас были гости, всем, конечно, очень хотелось послушать, как ты говоришь, но ты весь день молчал, как партизан.

3,5 месяца

Ты так и продолжаешь молчать. Может быть, горлышко болит, но ты не произносишь ни “слова”… Конечно, плачешь и мычишь, но это все.

4,5 месяца

Наконец-то ты опять начал разговаривать. Правда, пока только “Огу”, но мы уже и этому рады.

(Это был наш первый регресс в речевом развитии. Замолчал в тот день, когда в доме появились незнакомые. Возможно, совпадение, но факт остается фактом. В 4,5 месяца ребенок опять стал быстро набирать сперва слоги, затем слова. Последняя запись о новых словах – в 14 месяцев. К тому моменту в нашем словаре насчитывалось 15-16 слов.

Это, конечно, не полный перечень, но наиболее часто встречающиеся ПЕРВЫЕ проявления. Со временем симптомы усугубляются и появляются новые, такие как аутоагрессия, ритуалы…

– С годов 1,5 началисьстереотипные действия и маршруты. Сначала маршруты – ходили по одному и тому же пути. Потом нужно было сделать определенные ритуалы. На мостике остановиться, и еще раз пройти. У колодца сказать – “вода”. У одного из окошечек (если там не было кошки), сказать “нет кошечки!”. При выходе из ванны – обязательно посмотреть в зеркало, вытащить цветочек, поставить в вазу, поцеловать себя в зеркале… и т.д.

Также были действия – открывать-закрывать двери. Т.е. я могла полчаса стоять у раздвижных дверей, а Тима бегал туда-обратно, и так каждый раз при входе в магазин. Или включали-выключали микроволновку час. Или наливали чай: нальет воду в чайник, вскипятит, нальет в кружку, заварит чай, насыплет сахар, помешает, все выльет, и…

снова, около часа. Как то меня муж спросил: ” А почему ему нужно у одного из подъездов обязательно подойти и притронуться рукой?”. Я бодро ответила: “Это навязчивые действия. Он компенсирует свою тревожность. Он ведь уже понимает, что не говорит, и переживает от этого”. Нет, я чувствовала, что это все не так.

Симптомы заболевания в 2 года

Обычно родители, сталкиваясь с проблемой, не осознают, что такое аутизм у ребенка. Испытывая дефицит информации, они не понимают всей серьезности проблемы, а также с чем им придется столкнуться в будущем по мере взросления.

что такое аутизм у ребенка

Постараемся объяснить, что такое аутизм простыми словами. Это крайняя форма самоизоляции, связанная с расстройством центральной нервной системы, которое проявляется в нарушении восприятия и коммуникативной функции.

Отсутствует или слабо выражена реакция на внешние стимулы, недостаточно выражаются собственные эмоции и воспринимаются эмоций окружающих.

Дети-аутисты поначалу практически не отличаются от сверстников. В ходе прогрессирования болезни у одних ее признаки начинают проявляться более ярко, у других бывают практически незаметными для окружающих.

Случаи более мягко проявления признаков заболевания относят к расстройствам аутистического спектра. В последнее время даже возникала своеобразная культура аутичных людей, рассматривающая заболевание не как нарушение, а как особый, альтернативный когнитивный стиль. Однако для детей с тяжелой формой недуга возможность добиться самостоятельного функционирования по достижении совершеннолетия является маловероятной.

Признаки аутизма у детей 2 лет служат более надежным критерием для распознавания заболевания.

поведение детей аутистов

Аутизм в детстве

Типичные признаки аутизма у детей 2 лет включают поведенческие и речевые отклонения.

  1. Если по достижении двухлетнего возраста малыш не начал ходить, это может быть свидетельством аутистического расстройства.
  2. Походка странная – на цыпочках и сопровождается махами рук, напоминающими бабочку.
  3. Нарушения моторики. Например, трудно захватывать и удерживать руками мелкие вещицы, правильно оценить расстояние до предмета.
  4. Малыш может постоянно повторять одни и те же телодвижения.
  5. Даже сильно ударившись, редко плачет, просит о помощи.
  6. Здоровые двухлетки активно подражают словам и действиям взрослых, могут связывать вместе отдельные слова, их словарный запас состоит минимум из 15 слов.
  7. В полтора года малыш при нормальном развитии умеет играть в игры с подключением воображения, например, понарошку кормить куклу. Аутисты, кажется, не подключают воображение, зато любят все упорядочивать. Им нравится расставлять игрушки в ряд, чаще всего по цвету, размеру или типу материала.

Лечить аутизм у детей – значит искать индивидуальный подход к каждому пациенту в зависимости от того, в каком возрасте были обнаружены симптомы, в степени их выраженности. Коррекция ярко выраженного заболевания требует интенсивной помощи в освоении речи, самообслуживания, социальной адаптации. Самым эффективным методом терапии считается психотерапия, направленная на коррекцию поведения и трудотерапия.

Чтобы облегчить коммуникацию, можно использовать для общения карточки с картинками, средства печати, язык жестов. Очень важно для поддержания душевного спокойствия и ощущения безопасности придерживаться установленного распорядка дня.

Часто у людей отсутствует фермент, отвечающий за расщепление глютена и казеина. Это приводит к нарушению работы ЖКТ, коликам, нарушению сна, истерикам. Поэтому назначается безглютеновая и безказеиновая диета.

Аутизм у детей - признаки: что это за болезнь и как распознать по поведению ребенка 2 и 3 лет признаки аутизма

В отдельных случаях требуется медикаментозное лечение, снижающее гиперактивность и раздражительность. На данный момент болезнь считается неизлечимой. Хотя порой случается, что интенсивная коррекция аутизма у малышей позволяет достичь ремиссии и диагноз бывает снят.

Ответ на главный вопрос: лечится ли аутизм? –Нет. Лекарства от этой болезни не существует. Нет такой таблетки, выпив которую аутичный ребенок выберется из своей «скорлупы» и социализируется. Единственный способ приспособить аутиста к жизни в обществе – упорные ежедневные занятия и создание благоприятной среды. Это большой труд родителей и педагогов, который почти всегда приносит свои плоды.

Принципы воспитания ребенка-аутиста:

  • Понять, что аутизм – способ существования. Ребенок с этим заболеванием видит, слышит, думает и чувствует по-другому, отлично от большинства людей.
  • Создать благоприятную среду для жизни, развития и обучения ребенка. Пугающая обстановка и неустойчивый распорядок дня тормозят навыки у аутиста и заставляют еще глубже «уходить в себя».
  • Подключить к работе с ребенком психолога, психиатра, логопеда и других специалистов при необходимости.
  • Формирование навыков, необходимых для обучения – если ребенок не устанавливает контакт – необходимо наладить его. Если нет речи – необходимо развить хотя бы ее зачатки.
  • Устранение неконструктивных форм поведения:
    агрессии и самоагрессии
    ухода в себя и зацикленности
    страхов и навязчивостей
  • Обучение подражанию и наблюдению
  • Обучение социальным ролям и играм (кормить куклу, катать машинку, играть в доктора)
  • Обучение эмоциональному контакту

Самая распространенная терапия синдрома детского аутизма проводится по принципам бихевиоризма (поведенческой психологии). Одним из подтипов такого лечения является АВА-терапия.

В ее основе лежит наблюдение за поведением и реакциями ребенка. После изучения всех особенностей конкретного малыша подбираются стимулы. Для кого-то это любимая еда, для кого-то – музыка, звуки или прикосновение ткани. Затем все желательные реакции подкрепляются таким поощрением. Проще говоря: сделал так, как надо – получил конфетку. Таким образом появляется контакт с ребенком, закрепляются необходимые умения и исчезает деструктивное поведение в виде истерик и самоагрессии.

Почти все аутисты имеют те или иные проблемы с речью, мешающие им общаться с окружающими их людьми. Регулярные занятия с логопедами позволяют наладит интонацию, правильное произношение и подготовить ребенка к обучению в школе.

Основная проблема аутичных детей – отсутствие мотивации к повседневным делам и играм. Их сложно увлечь, сложно приучить к распорядку дня, поддержанию гигиены. Для закрепления полезных навыков используются специальные карточки. На них подробно написана или нарисована последовательность действий. Например, встал с кровати, оделся, почистил зубы, причесался и так далее.

Лечение аутизма препаратами применяется только в кризисных ситуациях, когда деструктивное поведение мешает малышу развиваться. Но нельзя забывать, что истерики, плач, стереотипные действия – это все же способ общаться с миром. Гораздо хуже, если спокойный малыш с аутизмом целыми днями сидит в комнате и рвет бумагу, не выходя на контакт. Поэтому применение всех успокаивающих и психотропных препаратов должно быть строго по показаниям.

Есть мнение, что безглютеновая диета способствует быстрому выздоровлению аутиста (см. симптомы целиакии). Но пока достоверные научные данные о таких чудесных исцелениях отсутствуют.

Аутизм у детей - признаки: что это за болезнь и как распознать по поведению ребенка 2 и 3 лет признаки аутизма

К сожалению, популярными остаются шарлатанские методы лечения стволовыми клетками, микрополяризация и применение ноотропов (глицин и пр.). Эти способы не только бесполезны, но и могут быть опасными для здоровья. А учитывая особую ранимость аутичных детей, вред такого «лечения» может быт колоссальным.

Основой терапии аутизма является обучение детей определенным навыкам, формирование правильного социального поведения, налаживание эмоционального контакта и общение с ними, устранение агрессивности, навязчивых мыслей и страхов, приобщение к играм.

В работе с ребенком может понадобиться помощь психолога и логопеда. Однако основная нагрузка при таком диагнозе ложится на плечи родителей. Коррекция образа жизни для аутистов предполагает проведение индивидуальной поведенческой терапии.

Таким детям необходимо обеспечить распорядок дня и строго его придерживаться. Их нельзя часто ругать, наказывать, а также торопить и требовать немедленного результата. Запрещено резко менять привычную обстановку ребенка, позволять ему переутомляться и уставать. Между занятиями следует делать перерывы, давая малышу побыть одному.

Медикаментозная терапия при аутизме применяется в качестве вспомогательной. Направлена на устранение агрессии. Сводится к назначению психостимуляторов и нейролептиков, злоупотребление которыми может привести к усугублению ситуации.

У таких детей часто возникает дисбактериоз, устраняемый при помощи пробиотиков. Малышам также может быть показана иммуностимулирующая терапия, предполагающая введение иммуноглобулина и стероидов. При необходимости назначают витаминно-минеральные комплексы.

Аутизм у детей - признаки: что это за болезнь и как распознать по поведению ребенка 2 и 3 лет признаки аутизма

Снизить проявления аутизма можно при помощи организации питания, при которой из рациона больного необходимо исключить молоко, пшеницу, овес, ограничить употребление сахара и углеводов.

Особенности поведения

Поведение детей-аутистов отличается своеобразием игр, монотонностью движений. Например, малыш часто кружится вокруг своей оси, повторяет махи руками, подолгу просто сидит и раскачивается, перебирает, рассматривает, трясет пальцами рук.

Кроха-аутист часто равнодушен к ярким специализированным игрушкам для детей, зато станет увлеченно рассматривать лопасти вентилятора.

Может буквально впиться взглядом в работу какого-нибудь механизма. Ему нравится играть с выключателем, бесконечно наблюдая за тем, как зажигается и гаснет свет.

Если ребенок заинтересуется обыкновенной игрушкой, то будет играть с ней необычно. Например, сосредоточится на том, как работает какая-то одна деталь: как закрывается глаз у куклы, вращается колесо у игрушечного автомобиля. Рассматривая вещицы, подносит их очень близко к лицу, внимателен к мелким деталям.

Ребенок протестует, когда взрослые или другие дети пытаются включиться в его игру. Аутист в принципе не заинтересован в занятиях, которые предполагают взаимодействие или телесный контакт с другими людьми. Поэтому не любит процесс переодевания, купания, расчесывания волос. Часто отчаянно противится объятиям, поцелуям, не позволяет брать себя на руки.

Важно! Аутист не подражает мимике и жестам других людей или повторяет их неосознанно, невпопад, никак не связывая их с контекстом ситуации. Он чувствителен к запахам, громким звукам, а может быть глубоко погруженным в себя, не обращать внимания на уход или возвращение родителей домой, не отзываться на свое имя.

  • Неадекватная реакция на происходящее (пугливость, впечатлительность или наоборот смех в неподходящей ситуации, нежелание менять деятельность).

– Мой категорически не любил гулять, на улице все-время орал. Сравнивала с младшим, младший месяцев в 8 уже помогал одеваться (ну не всегда, но в хорошем настроении), а старший – всегда орал. Я потом уже поняла, что старший просто не хотел изменений и все. Он и сейчас редко спокойно собирается куда–либо.

– На улицу – с истерикой, с улицы – с истерикой. В ванну – с криком, из ванны – также. Далее составляющие можно менять.

  • Навязчивые движения, аутостимуляция (вращение руками, переливание/пересыпание чего-то, раскачивание/кружение, беспорядочный бег).

– Из самых ранних признаков наших были стимуляции с 6 месяцев где-то: аудиальные – кричал на разные голоса очень пронзительно – ему нравилось; визуальные – часами смотрели на льющуюся воду, крутящиеся колеса, огоньки; тактильные, вестибулярные – кружился, висел вниз головой.

– Начал кружиться и хороводиком бегать вокруг чего-либо. Вот они – ранние признаки….

Аутизм в подростковом возрасте фото

– Бегал со скоростью света практически все время, не реагируя ни на что и врезаясь во все, что попадалось на пути. Было чувство, что ребенок не видит и не слышит окружающую действительность.

– Очень любил бросать камешки.Отвлечь от этого занятия было невозможно. Увести тоже, только с жуткой истерикой. И так изо дня в день.

  • Нарушение сна, не поддающиеся медикаментозному лечению.

– Плакал часто и много, не спал много и часто.

– Днем, если спал, то по 15-20 минут. Ночью спал 5-6 часов с 5-6 перерывами. Визиты к невропатологам мало чем помогали, часто реакция на лечение была обратной.

Постановка диагноза

Обычно лишь в легких формах проявления болезнь обнаруживают в подростковом или взрослом возрасте. Но и новорожденным 

Аутизм школьник фото

не ставят, так как он основывается на анализе поведения, а не на болезнетворных факторах.

Симптомы заболевания обнаруживают и у годовалого малыша, но чем моложе возраст, тем менее надежным является диагноз.

Так, если симптомы обнаружены одновременно у годовалого и трехлетнего малыша, то спустя пару лет первого с большей долей вероятности могут признать здоровым.

В каком возрасте обычно ставят подобный диагноз. К сожалению, средний возраст обнаружения заболевания – пять с половиной лет. Около трети малышей остаются необследованными до восьми лет. Упускается оптимальный период для коррекции заболевания. Поэтому врачи рекомендуют проводить скрининг на расстройства аутистического спектра в возрасте до трех лет.

Обнаружив ранние признаки аутизма у своего малыша, родители должны обратиться к педиатру, который проведет предварительную консультацию, при необходимости привлечет помощь специалиста по аутистическим расстройствам.

симптомы аутизма у подростков фото

Оцениваются когнитивные и коммуникативные способности. Для постановки диагноза должны быть обнаружены ограниченная способность к эмоциональным контактам, стереотипный характер речи, отсутствие интереса к требующим воображения играм, склонность к изучению мелких деталей предметов.

Важно! При анализе симптомов и постановке диагноза должны быть исключены умственная отсталость, специфические нарушения речи, слуха, психические расстройства со сходной симптоматикой (синдром Ретта, дезинтегративное расстройство).

Как распознать самостоятельно проявления аутизма у своего сына/дочери.

Ранние симптомы

Несмотря на то, что обнаруженные признаки аутизма у детей до одного года не могут служить поводом для постановки однозначного диагноза, они должны стать причиной более пристального внимания за развитием малыша в будущем.

коррекция аутизма у детей

Симптомы аутизма

Самые ранние признаки развития аутизма у детей до года можно спутать с проблемами развития слуха:

  1. Отсутствие реакций на звуки, отклика на свое имя. В полгода здоровые малыши поворачивают голову в сторону, откуда доносится звук.
  2. Отсутствие характерного лепета.
  3. Малыш подолгу играет сам с собой, не требует внимания.
  4. Отсутствуют улыбка и другие эмоции.
  5. Отсутствие мимики, жестикуляции. Здоровые малыши к 12 месяцам уже умеют махать рукой на прощание, указывать на предметы, вертеть головой, чтобы сказать «нет».
  6. Нет зрительного контакта. К семимесячному возрасту здоровый малыш уже играет в простые игры по типу «ку-ку».
  7. Не отслеживаются объекты, находящиеся прямо перед глазами, зато присутствует реакция на перемещение объектов на периферии.
  8. Сын/дочь не просится на руки.
  9. В возрасте одного года здоровый кроха как минимум должен начать ползать, говорить элементарные слова «мама», «папа», «дай».

Внимание! Официально поставить диагноз до достижения 18-месячного возраста нельзя, так как все вышеперечисленные симптомы аутизма у детей до года могут быть только временным явлением.

Аутизм у взрослых

Синдром аутизма может встречаться и у взрослых. Причиной его развития часто является затяжная депрессия. Основные признаки болезни:

  • однообразность речи;
  • отсутствие интонаций в разговоре;
  • склонность повторять одни и те же фразы;
  • неспособность обратиться с просьбой о помощи к кому-либо первым;
  • ограниченность движений в пространстве и в общении;
  • невосприятие элементарных общественных правил и норм;
  • сильная привязанность к своим привычкам.

Человек, страдающий заболеванием, пытается убежать от реальности, живя в иллюзиях своего внутреннего мира. При этом он может иметь высокий интеллект и даже добивается успехов в карьере. Однако у него часто возникают проблемы с общением в социуме, он равнодушен к нуждам и проблемам других людей, не чувствует собеседника и плохо идет на контакт.

У аутистов могут возникать припадки, приводящие к негативным последствиям.

Виды и классификация

Признаки аутизма у подростков фото

Всего выделяют четыре вида аутизма:

  1. Синдром Каннера. Его признаками являются склонность к изоляции от общества, скудный словарный запас, слабое развитие речи.
  2. Синдром Аспергера – легкая форма аутизма, проявляющаяся у детей примерно в семилетнем возрасте. У больных с данным диагнозом отмечаются проблемы с интонацией и громкостью речи, координационные нарушения, склонность зацикливаться на одном занятии или изучении одного предмета, категоричность в суждениях. При этом они имеют высокий уровень интеллекта и нормальные речевые навыки.
  3. Синдро Ретта – заболевание нервной системы, обусловленное нарушениями в Х-хромосоме. Развивается у девочек, так как мальчики с подобным диагнозом погибают еще не родившись. Обычно проявляется на 8-ом месяце жизни малышей. Характеризуется глубокой аутичностью. Симптомами заболевания являются: слаборазвитая речь, пассивность, координационные нарушения, замедление роста головы, недоразвитость мозга, проблемы с костной и мышечной системой, признаки эпилепсии, умственная отсталость. Научиться разговаривать такие дети могут лишь к пяти-шести годам. Заболевание является врожденным и плохо поддается коррекции.
  4. Атипичный аутизм – приобретенная форма, проявляющаяся у взрослых. Развитие патологии сопровождается поражением мозга. Характеризуется выраженными речевыми и двигательными нарушениями.

В соответствии с современной классификацией заболевание разделяют по группам:

  • первая – больные, не взаимодействующие с окружающим миром;
  • вторая – замкнутые люди, которые имеют любимое увлечение и способны заниматься им часами. Они могут на протяжении длительного времени не спать и не испытывать потребности в еде;
  • третья – больные, не воспринимающие общественных норм;
  • четвертая – взрослые люди, не способные справляться с проблемами, имеющие склонность обижаться и винить окружающих в своих неудачах;
  • пятая – аутисты с нормальным или высоким уровнем интеллекта, которые независимо от поставленного диагноза адаптируются в обществе.

Среди пациентов, относящихся к пятой группе немало ученых, писателей и музыкантов.

Симптомы у трехлеток

Признаки аутизма у ребенка 3 лет в первую очередь проявляются как проблемы с социальной адаптацией. Такому малышу очень трудно привыкать к новой обстановке в детском саду, неинтересно играть в коллективные игры.

Аутист испытывает дискомфорт при попытке установить с ним зрительный контакт, пытается отстраниться, капризничает.

Аутизм у детей также проявляется в вялой, монотонной речи, склонности к повторам, путанице местоимений «ты», «я».

Большинство аутистов не понимают шуток, поддразниваний.

Дети-аутисты часто ведут себя как личности, склонные к компульсивному поведению, распознать которое можно по навязчивому выполнению действий согласно особой системе. Соблюдают определенную последовательность в игре, еде, выполнении банальных бытовых действий.

Диагностика аутизма

Первые симптомы аутизма, замеченные родителями. Именно близкие раньше всех обращают внимание на странное поведение ребенка. Особенно рано это происходит, если в семье уже есть маленькие дети и есть, с кем сравнивать. Чем раньше родители начинают бить тревогу и прибегать к помощи специалистов, тем больше шансов у аутиста социализироваться и вести нормальный образ жизни.

Признаки аутизма у подростков симптомы

Тестирование с помощью специальных опросников. При детском аутизме диагностика проводится путем опроса родителей и изучения поведения ребенка в привычной ему среде.

  • Опросник для диагностики аутизма (ADI-R)
  • Шкала наблюдения для диагностики аутизма (ADOS)
  • Шкала рейтинга детского аутизма (CARS)
  • Поведенческий опросник для диагностики аутизма (ABC)
  • Контрольный список оценки показателей аутизма (ATEC)
  • Опросник по аутизму у маленьких детей (CHAT)

Инструментальные методы:

  • УЗИ головного мозга (для исключения повреждений мозга, вызывающих характерные симптомы)
  • ЭЭГ – для выявления эпилептических приступов (аутизм порой сопровождается эпилепсией)
  • Проверка слуха у сурдолога – для исключения речевой задержки по причине тугоухости

Родители и окружающие могут не правильно воспринимать поведение ребенка с аутизмом (см. таблица-памятка, объясняющая поведение ребенка).

ЧТО ВИДИТ ВЗРОСЛЫЙ ЭТО НЕ… ЭТО МОЖЕТ БЫТЬ
  • Неорганизованность
  • Витание в облаках
  • Забывчивость
  • Лень
  • Манипуляция
  • Не желание что-либо делать
  • Непослушание
  • Отлынивание от обязанностей, работы
  • Непонимание чужих ожиданий
  • Попытка отрегулировать сенсорные системы
  • Реакция на новую ситуацию или стресс
  • Повышенная тревожность
  •  Сопротивление переменам
  • Предпочтение однообразию
  • Расстройство в ответ на перемены
  • Повторяющиеся действия
  • Ригидность
  • Упрямство
  • Отказ от сотрудничества
  • Неуверенность в том, как выполнить указания
  • Попытка сохранить порядок и предсказуемость
  • Неспособность посмотреть на ситуацию со стороны
  • Импульсивность
  • Не выполняются инструкции
  • Мешающее поведение
  • Провокации
  • Нежелание слушаться
  • Эгоизм
  • Желание быть в центре внимания
  • Трудности в понимании абстрактных и общих понятий
  • Задержка в обработке информации
  • Избегает определенных звуков или освещения
  • Не смотрит в глаза
  • Трогает посторонние предметы, вращает их
  • Нюхает различные предметы
  • Плохое поведение
  • Нежелание слушаться
  • Телесные, сенсорные сигналы не обрабатываются нормально
  • Сенсорные проблемы
  • Крайняя обонятельная, звуковая, зрительная чувствительность

Вопросами диагностики и лечения расстройств аутистического спектра занимается нейропсихолог или специалист по заболеваниям данного вида. Определение патологии осуществляется на основании исследований поведенческих особенностей больного, которые и выступают в качестве основных симптомов. Это сложности с адаптацией в социуме, склонность к стереотипным действиям, ритуальное поведение, нарушение общения.

Для уточнения диагноза применяется специальный опросник для диагностики аутизма. Сбор анамнеза осуществляется при помощи шкалы наблюдения для этих же целей (ADOS). В случае госпитализации используется оценочная шкала детского аутизма (CARS).

При подозрении на аутизм, помимо основного специалиста, могут понадобиться заключения психолога, невролога и психиатра. Необходимостью является дифференциация патологии с заболеваниями, имеющими сходные симптомы: шизофренией и другими формами умственной отсталости. Шизофрения встречается гораздо более реже расстройств аутического плана. Ее отличительными симптомами являются бредовые состояния, галлюцинации, речевые и интеллектуальные отклонения.

аутизма у подростков какие симптомы фото

Важно также определить форму болезни.

Из инструментальных методов применяются:

  • УЗИ мозга;
  • ЭЭГ;
  • проверка слуха.

Поводом для обращения к специалисту являются малейшие подозрения на патологические изменения в поведении ребенка: забывчивость, рассеянность, сопротивление переменам, импульсивность, игнорирование обращений, чрезмерная реакция на световые и звуковые раздражители и т.д.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Медицинский справочник
Adblock detector